ДОЛ "Зеленый город
им. Тамары Трушковской"
Ленинградская область, Выборгский район,
ж/д станция Каннельярви, п/о "Победа"
Офис: Санкт-Петербург,
ул. Сестрорецкая, д.8
(812) 430-40-78, 430-35-91
zg2005@bk.ru



Концептуальные основы

Организации педагогической  деятельности Детского оздоровительного  лагеря  «Зеленый город»

 

 

Введение:

 

 

Концептуальные основы педагогической деятельности детского  оздоровительного  лагеря «Зеленый город», (далее - Концепция), являются продолжением комплексных мероприятий педагогического коллектива детского оздоровительного лагеря, педагогического и методического коллектива  по  подготовке и реализации программ организации детского отдыха, направленных на реализацию основных целевых  ориентиров, декларированных Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной  Указом Президента Российской Федерации от 01.06 2012 N 761, и Стратегией  действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.08.2012 N 864 (далее - Стратегия). Стратегия является основой для разработки и реализации органами государственной власти, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, бизнес-сообществами, отдельными гражданами и самими детьми программ, проектов и мероприятий по различным аспектам жизнедеятельности детей, способствует объединению ресурсов государства и общества в интересах детей.

Согласно Стратегии, задачи  педагогической деятельности, методы и средства для реализации программного обеспечения деятельности детского оздоровительного лагеря «Зеленый город» направлены на:

реализацию потенциала каждого ребенка: создание условий для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности;

сбережение здоровья каждого ребенка: реализация мер, направленных на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка;

разработку и внедрение новых технологий социальной помощи, направленных на развитие внутренних ресурсов семьи: внедрение эффективных технологий социальной работы, предполагающих опору на собственную активность людей (членов семей);

разработку и внедрение форм работы, позволяющих преодолевать социальную исключенность уязвимых категорий детей: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении.

Концепция деятельности создается и утверждается на пятилетний период и является составной частью программы развития учреждения. Концепция основывается нормативно-правовых актах регионального и федерального законодательства, определяющих стратегию развития и правовое регулирование деятельности в части организации детского оздоровительного отдыха.

Концепция учитывает особенности демографического развития Санкт-Петербурга и исходит из того, что в силу взаимообусловленности социальных, экономических и демографических процессов, любые действия в социально-экономической сфере должны учитывать приоритеты ценностей здоровья и всестороннего развития детской личности, действовать в интересах семьи и ребенка.

 

 Основные положения:

 

Одной из основных задач Стратегии является повышение престижа и ценности семейного образа жизни и рождения детей, материнства и отцовства, укрепление духовно-нравственных ценностей и уважения к личности каждого члена семьи как основы психологической стабильности семьи и преемственности поколений.

Неслучайно выбор тематики педагогической концепции настоящего пятилетия ориентирован на возрождение духовной культуры России, поскольку большинство проблем современности, таких как: рост насилия в обществе, распространенность социально обусловленной патологии (алкоголизм, наркомания), кризис семейных отношений и семейных ценностей  (распад семей, рост детей, рожденных вне брачных отношений),  рост социального сиротства и безнадзорности, являются прямым следствием утраты духовных ориентиров и тенденции к утрате духовных ценностей.

Актуальность проблемы формирования духовности личности в современной ситуации обусловлена целым рядом причин. Назовем наиболее значимые из них. Сегодня многие недуги социальной жизни: преступность, аморализм, проституция, алкоголизм, наркомания и прочие - объясняются, прежде всего, состоянием бездуховности в современном обществе, состоянием, вызывающем серьезную тревогу и прогрессирующим из года в год. Поиск путей преодоления этих социальных пороков выдвигает проблему духовности в центр гуманитарного знания. Актуальность ее обусловлена также причинами экономического характера: по мере осуществления социальных, экономических, политических реформ в обществе, стремительно меняются условия и характер человеческого труда, его мотивация; и эта складывающаяся на наших глазах экономическая ситуация предъявляет новые требования к совершенствованию личности, к ее развитию, к таким личностным качествам, как нравственность, ответственность, чувство долга, которые в конечном счете являются показателями духовной зрелости человека.

 Духовная культура, как совокупность нематериальных элементов культуры: норм поведения, нравственности, ценностей, ритуалов, символов, знаний, мифов, идей, обычаев, традиций, языков -  представляет собой интегративную область построения педагогической концепции с широким потенциалом реализации в краткие сроки летнего отдыха. В то же время, именно это многообразие позволяет создавать многоуровневые программы различной продолжительности и тематики, в конечном итоге формирующие целостную картину жизни общества и человека. 

Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке. Все эти формы человеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга. В морали фиксируется представление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе. Искусство включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, безобразное) и способы их создания и потребления. Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Наука демонстрирует успехи познающего ума человека. Философия удовлетворяет потребности человеческого духа к единству на рациональной (разумной) основе. Духовная культура пронизывает все сферы социальной жизни. Человек усваивает ее через язык, воспитание, общение. Оценки, ценности, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознание человека традицией и воспитанием в процессе жизни.

В основе данной Концепции лежит поступательное движение к формированию личности участников педагогического процесса  программно-целевым методом с использованием различных педагогических технологий и включает в себя пять тематических этапов – самостоятельных программ. Во время каждого из этапов, в соответствии с предварительной оценкой готовности участников, будет предложен набор тем и направлений на познавательно-чувственном уровне моделирующих систему отношений ребенка, подростка, членов его семьи, микрогруппы, сообщества детского коллектива к духовным ценностям  и ориентирам. Такое поступательное движение от этапа к этапу позволит решать следующие задачи:

сформировать  социоадаптивные навыки и способности личности ребенка;

подготовить  детей и подростков к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции,

развивать умения решать проблемы, воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания;

сформировать ценностный духовно-нравственных потенциал личности, направленный на популяризацию в обществе семейных ценностей, укрепление духовно-нравственных ценностей института семьи и повышение общественного престижа семейного образа жизни, развитие семейных традиций, направленных на укрепление семейной идентичности и сплоченности, сохранение и поддержание взаимосвязи и преемственности между поколениями.

 

Этапы реализации Концепции

 

 Первый этап, лето 2013.  Программа «Планета людей.   Истоки»

Цели программы:

способствовать пониманию сути глобальных проблем экологии, подготовить  детей и подростков к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции, развивать умения решать проблемы, воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания.

Задачи программы:

формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;

воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали и духовными ценностными ориентирами, развитее таланта и способностей  детей в педагогической парадигме экологического воспитания;

создание условий и организация комплекса мероприятий, способствующих укреплению здоровья и обеспечивающих охрану здоровья детей, их физическую и психологическую комфортность,  формирование у них потребности в здоровом образе жизни, формирование навыков ответственного поведения за собственное благополучие (экологию тела и сознания) и экологическое благополучие окружающей среды;

формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.

Основное содержание программы 

Программа «Планета людей.  Истоки»» (далее - Программа),  является первым, начальным  этапом проекта «Планета людей (2012-2018)» и включает в себя установочные мероприятия общей пятилетней  концепции организации педагогической деятельности ДОЛ «Зеленый город», направленной на реализацию комплекса мероприятий пятилетия возрождения духовной культуры России. Выбор темы программы определен не только тем фактом, что 2013 год официально объявлен в Содружестве Независимых Государств «Годом экологической культуры и охраны окружающей среды», но значительной ролью экологического  сознания в формировании общей системы духовных ценностей, лежащих в основе духовной культуры, обращаясь к истокам в историческом, культурном и мировоззренческом планах.

Одно из центральных мест предлагаемой программы занимает  формирование у детей и подростков  экологической культуры, как части духовной культуры, направленной на защиту общечеловеческих ценностей,  которая складывается из ответственного отношения:

 к природе (экология природы),

к себе как составной части природы (экология здоровья)

к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).

 Формирование экологического сознания, модели поведения, базирующейся на духовно-нравственных ориентирах и будет способствовать улучшению экологического климата в целом, побуждать к поиску новых решений в свете актуальных вопросов окружающей среды, общей безопасности, личной ответственности каждого за общий дом- планету.

Ожидаемые результаты: формирование системы представлений по принципу от частного - к общему, от части - к целому о целостности духовного и материального мира, экологии и жизнедеятельности человека.

 Формирование базовых представлений Концепции на начальном уровне вовлечения участников к разговору о духовной культуре  и единстве всех процессов в окружающем мире.

 

Второй этап, лето 2014 .  Программа «Планета людей. Культура»

Цели программы:

способствовать  раскрытию творческого потенциала ребенка на основе мировых ценностей культуры, истории, обществознания.

Задачи программы:

формирование понятий культурно-исторических преобразований, понятий мораль, нравственность, системы духовных ценностей, отраженных в объектах культуры;

воспитание эстетического и нравственного отношения к культурным ценностям и традициям, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали и духовными ценностными ориентирами, развитее таланта и способностей  детей в педагогической парадигме эстетического воспитания;

 воспитание толерантного отношения к межкультурному обмену ценностями, вопросам взаимоинтеграции культур в современном обществе.

 

 

Основное содержание программы 

Программа «Планета людей.  Культура »,  является вторым  этапом проекта «Планета людей (2012-2018)» и включает в себя мероприятия общей пятилетней  концепции организации педагогической деятельности ДОЛ «Зеленый город», направленной на реализацию комплекса мероприятий пятилетия возрождения духовной культуры России. Термин «культура» чрезвычайно многозначен: он описывает абсолютно все, созданное человеком, и выделяет высочайшего уровня уникальные образцы, включает материальное и духовное, существовавшее задолго до рождения конкретного человека и непосредственно создаваемое им. Культура так многообразна, что для ее уточнения люди используют массу предикатов (специальных определений), выделяя, например, технологическую, цивилизационную, философскую, управленческую, музыкальную, физическую культуру, городскую и сельскую, этническую и молодежную, которые описывают ценностный мир людей значительно лучше самых вдумчивых социологов. Для социологов понятие «культура» несет особый смысл: в традициях, заложенных                            Э. Дюркгеймом, она рассматривается как система идеалов, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующих отношения между людьми.

Программа логически продолжает работу по созданию и моделированию условий развития детей и подростков, адаптации к сложным изменяющимся условиям общественной жизни.  В то же время, программа продолжает традицию молодежного форума творческой молодежи «Селигер» в части проведения крупных мероприятий в формате форума с объединением детей в рамках проектной деятельности в дружины с разновозрастным представительством. В рамках программы будут изучены различные формы преобразующего действия культуры, проведены тематически проекты: «Музыка», «Литература», «Творческая мастерская», «Мы - молодые – форум молодежных субкультур и явлений».

Ожидаемые результаты: создание ценностной модели поведения в социуме на основе знания традиций, уважения к культурным традициям многонационального государства и мирового сообщества, формирование и развитие ценностей здорового образа жизни.

 

Третий этап, лето 2015 .  Программа «Планета людей. Наука»

Цели программы:

способствовать пониманию сути глобальных общенаучных проблем и представлений о роли науки в жизни человека, подготовить  детей и подростков к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции, развивать умения решать проблемы, воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания.

 Задачи программы:

предоставление осознанного выбора жизненной позиции на основе знакомства и развития общечеловеческих ценностей и традиций;

создание условий активного моделирования, для получения системы знаний, умений, представлений о науке, как части духовной культуры человечества;

знакомство с методами социального проектирования;

развитие творческого потенциала и детской одаренности.

 

 

 

Основное содержание программы;

Духовная культура бурно развивается, в ней появляется много процессов и явлений. С понятием духовной культуры тесно связано понятие духовного производства, служащее для обозначения осуществления в духовной деятельности человека его творческих возможностей. Духовная культура — это продукт духовного производства, и именно духовная культура пробуждает, поддерживает и развивает в человеке личность. Поэтому духовная культура не тождественна "начитанности" или "образованности", и никакие знания сами по себе не могут сделать человека личностью, способной к сознательным и ответственным поступкам. Наука и право являются частью духовной  культуры, поэтому любая научная картина отражает взаимное влияние всех элементов культуры в ту или иную эпоху. В системе культуры человечества, состоящей из материальной, социальной и духовной культуры, наука включена в систему духовной культуры человечества. Наука – это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно истинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации. Науку можно подразделить на несколько основных видов наук: гуманитарные, антропологические, технические, обществознание и естествознание.

Гуманитарные науки – это системы знаний, предметом которых выступают ценности общества. К ним относятся: общественные идеалы, цели, нормы и правила мышления, общения, поведения, основанные на определенном понимании полезности для индивида, группы или человечества каких-либо предметных действий.

Антропологические науки – это совокупность наук о человеке, единстве и различии его природных и общественных свойств. Они включают в себя такие науки, как физическая антропология, философская антропология, педагогика, культурная антропология, медицина, криминология и т.д.

Технические науки – это система знаний и деятельности по практическому использованию законов природы в интересах человека в технологии. Они изучают законы и специфику создания и функционирования сложных технических устройств, используемых индивидами и человечеством в различных сферах жизнедеятельности.

Обществознание – это система наук об обществе как части бытия, постоянно воссоздающегося в деятельности людей. Оно изучает специфику макро - и микрообъединений общности людей (социология, демография, этнография, история и др.).

В соответствии с этим делением будут организованы мероприятия внутри проектов, основная цель которых - создание целостной картины путем изучения и детализации знаний в различных областях.

Ожидаемые результаты:

Понимание роли науки и современных открытий и преобразований в окружающем мире. Развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

 

 

 

 

Четвертый  этап, лето 2016 .  Программа «Планета людей. Искусство».

Цели программы: Создание условий творческой самореализации личности ребенка. Применение технологий развития индивидуальных способностей в парадигме социальных отношений. Проектирование будущего.

Задачи программы:

приобретение, развитие и позиционирование навыков самоопределения и самовыражения у детей в системе социальных отношений временного коллектива как модели общества на основе идентификации себя и времени;

поддержка общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей                     с обеспечением непрерывности развития;

   создание предпосылок для развития детских способностей, включая такие сферы жизни общества, как искусство, техника, социология, возможность воспитания лидеров нового общественного формата;

патриотическое воспитание молодежи на основе новых приемов и технологий с использованием сложившихся традиционных методов, например, военно-патриотических игр, которые выработают и командный дух, и сильный характер и формируют навыки поведения в самых сложных условиях;

Основное содержание программы:

Важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.

Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

Предмет искусства — человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Искусство обусловлено миром природы и общественных отношений, которые окружают индивидов.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой.

Художественно–концептуальная функция выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.

Функция предвосхищения характеризует способность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искусства.

Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.

Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она играет ведущую роль в общей системе функций искусства.

Эстетическая функция — это специфическая способность искусства формировать эстетические вкусы и потребности человека, пробуждать в личности желание и умение творить по законам красоты.

Гедонистическая функция показывает особый, духовный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею самоценного значения личности и осуществляет ее, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.

Познавательно–эвристическая функция отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

В рамках программы будут осуществлены проекты по организации фестивальной деятельности в различных областях искусства. Это позволит создать условия проявления детской одаренности, будут проводиться встречи с деятелями искусства, тематические многопрофильные мероприятия.

 

Ожидаемые результаты:

            максимально полная реализация потенциала каждого ребенка: создание условий для проявления одаренности и талантливости  каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.

 

Пятый   этап, лето 2017 .  Программа «Планета людей. Вместе»

Завершающий этап концепции, объединяющий компоненты всех проводимых ранее программ с оценкой результатов и их значимости для участников программ.